Учет электроэнергии
 :)
Суббота, 18.05.2024, 11:27
 
                                                                                            Потребители покупают энергию
                                                                          не ради ее потребления вообще,
                                                                          а ради тех услуг,
                                                                          которые она обеспечивает. 
                                                                                                 Кларк У.Геллингс
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Экономия [3] История [3]
Факты

Главная » Статьи » История

ДнепроГЭС (малоизвестные страницы истории)

Днепрогэс как символ советской эпохи всегда использовался в качестве доказательства преимущества системы. И стал одним из удачных технологических свершений советской власти. Так оно и было. Хотя никто не опровергает и того, что логика развития общества не помешало бы любой другой власти осуществить строительство гидроэлектростанции. К двадцатым годам технологии уже позволяли осуществить такой проект.

В конце марта 1920г. в Москве проходил IX съезд ВКП(б), на котором большое внимание было уделено плану электрификации, как одной из главных составляющих подъема экономики страны. В связи с этим был разработан перспективный план ГОЭЛРО, который с образованием в декабре 1922г. СССР стал общесоюзным.

В соответствии с этим планом в 1927-1932гг. на Днепре, неподалеку от Запорожья, была возведена Днепровская гидроэлектростанция, включающая в себя плотину и трехкамерный шлюз. Сооружение Днепрогэса решало несколько проблем - затопление девяти порогов, которые находились между Запорожьем и Днепропетровском, что давало возможность сделать Днепр судоходным на всем его протяжении; получение дешевой электроэнергии, на которой должны были работать строящиеся неподалеку металлургические предприятия. Параллельно решались задачи орошения засушливых земель и железнодорожного сообщения Запорожья с Донбассом и Криворожьем - сырьевой базой для вновь строящихся заводов. Рядом с Днепрогэсом шло строительство первого в мире социалистического города.

Автором технического проекта Днепрогэса был И. Александров, а архитектурного решения - группа архитектров во главе с В.Весниным. Сама плотина, перегородившая Днепр, стала своеобразным мостом, состоящим из мостового перехода над шлюзом, собственно тела плотины и аванкамерного моста, который соединил плотину с правым берегом. До войны по плотине ходил трамвай. Американские консультанты Днепростроя предлагали проложить через Днепрогэс железную дорогу.

ВОЙНА.
Война, боевые действия в районе гидроэлектростанции закончились экологической катастрофой. И все списали на войну... А потом забыли...

Как это было...
18 августа 1941 г. гитлеровцы, бросив на прорыв танки и моторизованные войска с целью внезапного захвата Днепрогэса и плотины, по которой рассчитывали ворваться в город, прорвали оборону западнее Запорожья на узком участке фронта.

Бывший начальник Генерального штаба Сухопутных войск Германии Ф. Гальдер так описывает события в районе Запорожья: «19 августа 1941 года. 59-й день войны. Обстановка на фронте: Группа армий "Юг”: Противник продолжает оказывать сопротивление румынским частям, наступающим на Одессу. В районе Очакова противник предпринял контратаку на участке 50-й дивизии. В херсонском порту наблюдается большое количество судов противника. 11-я армия сегодня ночью приступила к переправе войск 11-го армейского корпуса через Буг. Авиация противника усиленно атакует наши передовые наступающие части в излучине Днепра. 9-я танковая дивизия вышла в район 1 км западнее плотины у Запорожья. 14-я танковая дивизия ворвалась на плацдарм противника у Запорожья».

По мосту через старое русло Днепра врагу удалось прорваться на Хортицу, приблизиться к Днепрогэсу и начать орудийно-минометный обстрел его защитников.
Обороняющиеся подразделения, выполняя «приказ товарища Сталина от 3 июля 1941 года» переключив генераторы ГЭС на самосожжение, отступили на Левобережье.

Бывший начальник строительства Днепростроя Ф.Г. Логинов рассказывает:
"Это было 18 августа 1941 года. В тот день Днепрогэс работал с полной нагрузкой, хотя снаряды летели через плотину и машинный зал электростанции. В случае отступления наших войск решено было оборудование станции и плотину вывести из строя, не дать противнику возможности пользоваться Днепрогэсом. Тяжелая, но необходимая операция была поручена главному инженеру Днепрогэса Григорию Шацкому…».

Немцы, впоследствии также подтвердили разрушение машинного зала работниками станции. В мемуарах Шпеера, который с сентября 1930 года был руководителем военного строительства Рейха, а с февраля 1942-го – имперским министром вооружения, сообщается: «…Посетил я и взорванную русскими электростанцию в Запорожье. В ней, после того, как крупная строительная часть сумела заделать брешь в плотине, были установлены немецкие турбины. При своем отступлении русские вывели из строя оборудование очень простым и примечательным образом: переключением распределителя смазки при полном режиме работы турбин. Лишенные смазки, машины раскалились и буквально пожрали сами себя, превратившись в груду непригодного металлолома. Весьма эффективное средство разрушения и всего — простым поворотом рукоятки одним человеком!».

Но турбины не были главной целью уничтожения. Следовало взорвать саму плотину. Немецкие войска были еще на правом берегу Днепра, в районе Никополя и Кривого Рога. О планируемом взрыве Днепровской дамбы никто не был предупрежден ни на самой дамбе, по которой в том времени двигались военные транспорты и войска, которые отходили на левый берег Днепра, ни населения и учреждения города Запорожье - километров 10-12 от гидроэлектростанции вниз по течению Днепра. Так же не были предупреждены военные части, расположенные вниз от Запорожья в днепровских плавнях, хотя телефонное соединение в то время на Левобережье функционировало нормально.
Изучение имеющихся документов 157-го полка войск НКВД по охране особо важных предприятий промышленности, охранявшего и оборонявшего Днепрогэс до последней минуты, позволяет с точностью до часов установить время подрыва плотины: 20.00-20.30 18 августа 1941 года.
Именно в это время Днепрогэс, Днепровские плотины, железнодорожный мост через Днепр были взорваны.

Военные транспорты и люди, которые в то время двигались по дамбе, естественно, погибли. В результате взрыва моста и плотины на острове Хортица остался отрезанным полк пехоты, который переправлялся в это время на восточный берег.
В теле плотины образовалась большая брешь, пошел активный сброс воды. В результате возникла обширная зона затопления в нижнем течении Днепра. Гигантская волна смыла несколько вражеских переправ, потопила много фа¬шистских подразделений, укрывшихся в плавнях.

Но вырвавшаяся на свободу вода не разделяла людей на «своих» и «чужих».
Почти тридцатиметровая лавина воды пронеслась Днепровской поймой, заливая все на своем пути. Всю нижнюю часть Запорожья с огромными запасами разных товаров, военных материалов и десятками тысяч тонн пищевых продуктов и другого имущества за какой-то час было снесено. Десятки судов, вместе с судовыми командами, погибли в том ужасном потоке. Сила образовавшейся при подрыве плотины ДнепроГЭСа волны была такова, что монитор "Волочаевка" был выброшен на берег и затем мог использоваться в качестве оборонительного сооружения лишь на суше.

В плавневой зоне острова Хортицы и Днепровских плавнях на десятки километров к Никополю и дальше стояли на позициях военные части. Взрыв плотины резко поднял уровень воды в нижнем течении Днепра, где в это время началась переправа отходивших под Николаевом войск 2-го кавалерийского корпуса, 18-й и 9-й армий. Эти войска были «отрезаны» при переправе, частью пополнили число группировки войск, попавших в окружение и плен, а частью сумели переправиться в неимоверно тяжелых условиях, бросив артиллерию и военное снаряжение.

Рассказывали, что погибло в плавнях тогда приблизительно 20000 красноармейцев - сколько именно никто и не думал считать. Кроме войск, погибло в плавнях десятки тысяч голов скота и много людей, которые на тот момент были там на работе.

Вот как описывают это событие очевидцы:
«И вдруг дрогнула земля. Мишка посмотрел на запад и ахнул: там, где-то у Днепра беззвучно вырастал, поднимался огромный, агромаднейший чёрный гриб... Плотина! Взорвали плотину!
— Мама, открой шире рот!!
— Что?
— Открой! Шире! Рот!
И рвануло! Ох, как рвануло! Гордость наша, любовь наша, красавец наш Днепрогэс, Днiпрельстан ти наш рiдний, какой же болью в наших сердцах отозвалась твоя боль, твоя смертельная рана, что ой как не скоро зарубцуется! А сколько же ещё впереди таких ран?»

«…18-го августа….когда я добиралась до пристани, то видела, что вся Дубовая Роща и прибрежные дома были залиты днепровской водой, потому что в ночь под 17-е наши взорвали плотину (перемычку) ДнепроГЭСа, и вода хлынула сильным валом и снесла все на своем пути. А в плавнях ниже города оставалось много скота и людей. В городе стояла зловещая тишина и опустение, с часу на час ждали немцев - народ по случаю устроил грабеж мельниц и магазинов. Власть опомнилась и через пару дней в городе был восстановлен порядок».

Марк Трояновский: «Неожиданно 17-го утром в районе Днепрогэса появились немцы. Почти все работники политуправления были брошены на помощь в части, охраняющие подступы к плотине. Разрывы мин и снарядов. У въезда на плотину установлен броневик и полковые пушки. Через плотину отправляют пополнение, причем без винтовок...
Вскоре мы были свидетелями, как это пополнение побежало обратно. Выстрелами его начали гнать в бой снова. А еще через час всем без винтовок разрешено было уйти. Такая неразбериха расслабляла и стойкие части. Мы немного поснимали все эти безобразия у плотины. Сняли вспыхнувший на том берегу громадный пожар у военного завода.

Все под обстрелом, никто точно не знает где что. Пока мы решали, куда ехать, улицы города начали подвергаться интенсивному обстрелу. Мины и артиллерия. Неприятель рядом, на том берегу. Было жутко смотреть, как метались женщины, не зная как быть. Они живут на том берегу, работая на этом. Утром, как ни в чем не бывало, пошли на работу. Все было нормально, ходили трамваи. А теперь на той стороне градом сыплются снаряды. Пылают большие жилые дома. Люди в отчаянии.

Наступила тревожная ночь с 17 на 18 августа. На том берегу пылали пожары. Политотдел готовил машины для эвакуации. Штаб переезжает ночью. Ждали ночью прихода наших танков. А вдруг что-нибудь будет интересное!!!
Ночь провели у машин на улице. Раздалось несколько больших взрывов. Не знали, что это. Думали разрывы тяжелых снарядов. Ночью часов в 12 узнаем жуткую новость - плотина Днепрогэса и ж.д. мост взорваны. Взорваны без особой нужды, преждевременно, когда на том берегу остались наши части. Говорят, что сейчас ищут виновников. А сделали это как будто работники НКВД, спаниковали».

Действительно, паника имела место. Но был ли подрыв Днепрогэса самоуправным?
К сожалению, командующий Южным фронтом Тюленев И.В. об этом факте в своих воспоминаниях указал очень скупо: «Мы находились в Запорожье, когда вдруг земля качнулась под ногами — взрыв огромной силы потряс воздух. Двенадцатитонный заряд тола уничтожил Днепрогэс, гордость советского народа».

Днепрогес отстроили. Потом достраивали, перестраивали. Забылись тяжелые военные и послевоенные годы. Но помнить о тяжелой цене, которую мы заплатили за то чтобы жить на этой земле надо всегда.
Днепрогэс - не просто техническое сооружение, но наша память как трудовых свершений, так и великих трагедий.

Факты и мифы

* На основе энергетики Днепрогэса был построен промышленный комплекс Запорожья, включая такие энергоёмкие производства, как выплавка алюминия. В результате строительства плотины были затоплены днепровские пороги, что обеспечило судоходство по всему течению Днепра. Плотина электростанции образует Днепровское водохранилище.

* В 1969 году было начато строительство второй очереди гидроузла. ДнепроГЭС-2, запущенный в 1975 году, имеет мощность 828 МВт.

Категория: История | Добавил: Анатолий (06.01.2010)
Просмотров: 4476 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сегодня

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
Что нужно добавить ?
Всего ответов: 96

Курс валют
ПриватБанк курс доллара

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz